Профессиональные коучи +7 963 878 64 98 E-mail: help@tvoicoach.ru
Инструмент коучинга «Мировое кафе» как способ организации проектной деятельности в начальной школе

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Сейчас много говорят о коучинге в образовании с точки зрения совпадении многих позиций с ФГОС. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Для достижения нового результата образования необходимо внедрение новых технологий. Таким технологиями, на мой взгляд, могут быть коучинговые технологии.

Применяя разнообразные техники коучинга в начальной школе, необходимо учитывать и возрастные особенности детей. Технику «Мировое кафе»считаю наиболее эффективной  для работы над проектами, особенно творческими.
Техника «Мировое кафе» применяется для:

  • решения комплексных проблем,
  • получения ответа на несколько вопросов,
  • принятия нестандартных решений,
  • объединения нескольких точек зрения,
  • планирования групповой работы,
  • подведения итогов проекта, конференции, обучения, года,
  • обмена опытом.

Работа проходит в пять этапов:

1.      В течение 3-5 минут ведущий рассказывает об особенностях работы, правилах и ожидаемом результате. Участники объединяются в группы от 3 до 7 человек. Если цель встречи — найти решение трех ситуаций, то и групп будет три. В каждой группе выбирается «хозяин стола». Хозяину стола дается дополнительная инструкция: «Вы являетесь хранителем знаний вашей группы. Ваша задача — фиксировать информацию и передавать наработанное последующим группам. Следите, чтобы все принимали участие в обсуждении, поощряйте высказывание идей, пишите разборчиво. Все идеи принимаются без критики». Каждая группа получает по листу флип-чарта и маркеру для записи идей. На листе написано название обсуждаемого вопроса. Как вариант, можно записывать идеи на стикерах и клеить их на флипчарт.

2.     Участники получают время на поиск всех вариантов ответа на вопрос. Хозяин стола без критики фиксирует идеи.

3.     По команде ведущего участники меняются столами (обычно по часовой стрелке). Хозяин стола остается, приветствует новую команду, вводит в тему и рассказывает о том, что наработано прошлой группой. Новые участники дополняют список своими идеями. Для наглядности можно записывать новые идеи маркером другого цвета, в другом секторе листа. Продолжительность этого этапа также обычно 10-20 минут. Следующий переход опять происходит по команде ведущего. Количество переходов зависит от количества столов, но не более пяти. Время обсуждения постепенно сокращается до 7-15 минут, потом до пяти.

4.     Команды возвращаются за свои столы (те столы, за которыми они начинали работать) и подводят итоги обсуждения, систематизируют идеи, делают выводы и представляют их наглядно на листах флип-чарта или специальных фасилитационных досках. Например, можно выделить 5 ключевых идей.

5.     Хозяин каждого стола презентует результаты всей группе. Обсуждение.

Таким образом, в рамках четкой структуры и понятных правил создается непринужденная доброжелательная атмосфера «Worldcafe». С помощью этого метода можно за период от сорока минут до трех часов собрать информацию, объединить видение, найти ответ на вопросы. Достаточно лишь соблюдать следующие принципы проведения:

1.     Оставайтесь в рамках контекста. Помните о цели мероприятия, выделите ключевые вопросы для обсуждения, пригласите для участия всех, кто обладает необходимой информацией.

2.     Создайте уютную доброжелательную атмосферу. Гостям «кафе» должно быть комфортно, и они должны высказываться без опаски. Поэтому,в начале уделите внимание мотивации на активную работу.

3.     Подготовьте вопросы, которые помогут вспомнить необходимую информацию, запустят процесс генерации идей, повысят групповую энергетику, простимулируют обсуждение и помогут учесть все нюансы. Например: «О чем нам важно помнить? Это все, что необходимо для данного вопроса? Кто еще может нам помочь? Что позволило вам успешно выполнить задачу? Что надо улучшить в следующий раз?»

4.     Поощряйте участие каждого. Классическое использование методики подразумевает, что любой желающий принять участие в данном обсуждении должен иметь такую возможность. Подчеркивайте ценность мнения и опыта каждого.

5.     Используйте обмен разными точками зрения. Возможность переходить от стола к столу, привносить свежий взгляд, иное восприятие очень ценны. Это позволяет увидеть новые возможности и неожиданные решения, получить инсайты, почувствовать себя частью команды, важной составляющей общего успеха.

6.     Прислушивайтесь, как к привычным идеям, так и к неожиданным. Умение слышать окружающих — один из важнейших факторов успеха «Worldcafe». Синергия коллективного мышления включается, когда каждый стремится не только высказаться, но и услышать, понять точку зрения, возможно кардинально отличающуюся от своей. Это позволяет проявиться информации, которую сложно получить в беседе один на один, сделать явными скрытые знания в компании.

7.     Делитесь коллективными открытиями. Последний этап Мирового кафе часто называют «урожаем» или «сбором урожая». В конце мероприятия идеи всех столов озвучиваются и объединяются в общее видение. Важно представить их наглядно и визуально понятно.

 Итак, метод «Мирового кафе» можно использовать как для сбора идей, так и для объединения накопленного опыта. Используйте его для подведения итогов конференции, обмена опытом перед стартом проекта, поиска нестандартного подхода, выявления скрытых знаний в компании. Общее число участников может быть от шести... практически до бесконечности.

Расскажу о творческом проекте, который был реализован  учащимися и родителями 3 «Б» класса с использованием техники «Мировое кафе».

В канун Нового года, в нашей школе традиционно  украшают кабинеты  новогодней символикой. Этому событию я посвятила один из классных часов. Классный час начался с живой беседы о предстоящем празднике, как планируют ребята его встретить. И  предложила ребятам подумать, как мы украсим кабинет, чтобы создать праздничную атмосферу. Кто может нам помочь, какие материалы нам понадобятся.

Затем дети разделились на 3 группы по 3 человека. У каждой группы свой стол и лист ватмана, маркеры, карандаши, фломастеры. В каждой группе определили «хозяина» стола.

Работа группах состояла в том, что дети на листе бумаги рисовали эскиз новогоднего украшения кабинета. По звонку колокольчика, группы перемещались от одного стола  другому. Оставался хозяин стола, который презентовал работу группы. Далее новая группа включалась в работу, дополняя эскиз своими предложениями.

Повторялся переход групп. Рассматривали проект с точки зрения возможностей воплощения «напридуманных» идей. Проект дорабатывался конкретными  деталями.

Наступила самый интригующий момент «Защита проекта». Каждая группа рассказала, как предлагает украсить кабинет.

Затем посмотрели, что объединяет все три проекта, выбрали наиболее интересные  и  оригинальные идеи.

Распределили работу:

  •  рисуем буквы  надписи «С новым годом!» - каждый ученик по 1-2 букве
  •  новогодний плакат рисует Никита  с бабушкой
  •  коробки-подарки делают Арина, Саша, Аня, Марат
  •  снежинки на каждую парту вырезают Марсель, Данила, Рома, Серёжа
  •  ёлку приносит учитель
  •  мишуру покупает родительский комитет
  •  группа оформителей: Лена, Марсель и их мамы.

Несколько дней было отведено для того, чтобы подготовить элементы украшения. Что-то делали в классе, что-то дома. В назначенное время пришли родители и вместе с детьми стали украшать кабинет. И получилось! Проект с бумаги стал реальностью!

Наш класс был украшен очень красиво.  В конкурсе на лучшее украшение кабинета к новому году  наша команда заняла  1 место!  Кроме того, проект, сплотил детский и родительский коллектив, получена масса положительных эмоций, позитива.

В заключении, хочется отметить, что главная цель проектной деятельности - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.Оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявились в ходе реализации данного творческого проекта. Кроме того были созданы условия для формирования коммуникативной компетентности, способности к организации деятельности и управлению ею, навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени, умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, самостоятельно и совместно принимать решения.

Тимощук Светлана Васильевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Петровск Саратовская область, сертифицированный профессиональный коуч, выпскник ICPCentre.

Использованныересурсы: фото из личного архива Тимощук С.В. интернет-ресурсы: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/69/3660/
Александрова Н. В. Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 1-4. http://rulesplay.ru/materialy/statii/mirovoe-kafe-reshaem-problemy-za-chashkoy-chaya/


Назад   Наверх